lenakomarova женщина которая живет

Полигон для тренировок и хранилище разностей... Не слова, картинки...

Previous Entry Share Next Entry
Музей истории русского Платка и Шали...
lenakomarova
Вторая часть.
Мои фотокартинки про Музей  истории русского Платка и Шали.
Они все не по порядку, а примерно в такой последовательности, как я ходила по этому не очень большому музею, а заходила я в залы по несколько раз, так уж пусть будут так как есть, много и непоследовательно:)
Там есть выставка "Мода и модные штучки", "русский зал", витрины с платками и шалями, продукция фабрик в разные годы...









































































...ботиночки женские...

































...ботинки мужские, модельные. Мысленно примеривает... - нет, не очень удобно :)...










...дамские штучки...





























...большое полотно к 800 - летию Москвы...









...Санитарное управление Красной Армии. Простейшие виды повязок косынкой...





























...На первом спутнике в Новый Год. 1957...













...зеркало. Отражения...















...платки теперь широко используются в мужской мировой молодежной моде:)...


















































































































































* * * * *

Русская набойка существовала много лет - с 1830-х гг. вплоть до 1980-х гг. Считалась тяжелым производством. Набивали платки исключительно мужчины: 70 пар по очереди, в исподнем, в помещении с подогревом, на большом столе деревяшками, похожими на здоровенные печати, - «манерами» и «цвЕтками». Манеры - пластины с железными перегородками, с помощью которых на ткань наносился сначала контур. Потом цвЕтками изделие раскрашивалось. Для каждого фрагмента узора вырезался свой фрагмент цвЕток, для каждого цвета - свой цветовой оттенок. Для изготовления некоторых платков требовалось до 100 и более цвЕток, некоторые из них весили 36 кг. Для более плотного припечатывания рисунка на ткань набойщики пользовались чугунными молотками-киянками. Бывало мужчины от такой работы к 50 годам становились инвалидами.
Ручная набойка павловопосадского платка.Реконструкция старого способа.Очень наглядно представлено,какой это совсем нелегкий труд.



...Где же, как не в Павловском Посаде, издавна славящемся шелковыми узорными тканями и набивными платками, быть такому музею? Под благое дело было выделено помещение. Музей шали и платка расположился в местном Дворце культуры 1929 года постройки и пережил вместе с ним все тяготы капитального ремонта. К слову сказать, это здание, приведенное в порядок местными властями, - один из немногих сохранившихся в Подмосковье архитектурных памятников конца 20х - начала 30-х годов.

* * *
А для тех,кто любит каталоги в электронном виде,вот пожалуйста -
Путеводитель по Музею русского Платка и Шали
Там представлено кое что из экспонатов более подробно.

* * * * *
Павлово-Посадской фабрике 215 лет. В 30 - 40-е гг. XIX века владельцем платочной мануфактуры был Яков Лабзин, женившийся на родной сестре Василия Грязнова (впоследствии святого покровителя Павловского Посада), и мужчины стали компаньонами этого производства. Совместными усилиями они построили фабричные корпуса и впервые наладили производство набивных шалей, - дает историческую справку заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе Павлово-Посадского историко-художественного музея Ирина Ушакова.
Сейчас на именитой фабрике практикуется в основном механическое воспроизведение рисунка.
- И все-таки промысел жив! - восклицает ведущий специалист предприятия художник Елена Жукова. - И он будет жив, пока на земле существуют Женщины! Недаром одна посетительница Музея истории платка и шали записала в книге отзывов: «Здесь становишься истинной женщиной, несмотря на наше сумасшедшее время». Промысел и далее будет меняться с учетом моды, новых веяний. Если бы сейчас старые мастера посмотрели, что рисуют теперешние художники, они бы сильно удивились. Раньше требовались красный цветок, зеленые листья, черный фон. А сейчас востребованы изысканность, стильность, натуральные цвета - вкус не кричит.
Однако, как объяснила Елена Валентиновна, и у промышленного способа изготовления платка существуют ограничения - в первую очередь по цветовой гамме. У машины тоже есть свой предел. Загрузить в нее можно до двадцати оттенков цвета. Хотя это тоже прогресс, даже по сравнению с тем, что было десять лет назад. Раньше в машину укладывалось лишь десять - тринадцать колеров. Кроме того, сама ткань диктует условия. Краски на ткань накладываются в мокром виде, и есть опасность, что они стекутся в сплошную кляксу, если их вовремя не разделить. А когда оттенков слишком много, этот риск возрастает. Конечно, ручная роспись - совсем другой полет!
Словом, тот конечный результат, каким его хотел бы видеть художник, промышленное производство в идеале выдать не в состоянии. Каким бы умным компьютер ни был, он никогда не заменит художника. Однако промышленное производство может обеспечить другие показатели - достаточное количество, приемлемую цену, рентабельность, машинную аккуратность.
Альтернатива новым компьютерам и старым цвЕткам - изготовление платков с помощью сетчатых шаблонов, которые выполняют функцию последних, но значительно более легкие. Как это делается? Стоят два мастера, буквально из ведерка выливают на сетку краску, которая через белое пространство просачивается, а зеленое затемненное - ее задерживает. «Утрамбовывают» нанесенную на ткань краску специальной палочкой - раклей. Естественно, сеток, как и когда-то деревянных цвЕток, для изготовления одного изделия тоже требуется много.
И все же весь мир снова возвращается к ручным промыслам. В Индии, откуда мода на шали пришла в Европу и Россию, до сих пор ткут платки на ручных станах и вышивают вручную. И ценится такое изделие выше, чем промышленное, не только из-за небольшого количества экземпляров - в нем сохраняется энергетика мастера. В России тоже начались разговоры о возвращении к истокам и о возрождении промысла, несмотря на явные проблемы: уже и резчиков былых нет, и многие технологии утеряны, и прервалась почти связь поколений мастеров. Но мостик все же есть.
На предприятии давно существует закрытый для широкого посещения музей ОАО «Павлово-Посадская платочная мануфактура». Там представлены образцы всех когда-либо выпущенных фабрикой изделий: и с трубами, и с колесами, и с мельницами, и с розами, и с листьями, и всевозможных колоритов. Время от времени платки помещают в холодильную камеру, поскольку на них периодически покушается моль. Но это роскошное собрание не для массового посетителя - для специалистов. Хотя, возможно, вскоре мы станем свидетелями рождения в Павловском Посаде еще одного уникального музея.
Взято отсюда Сайт Музея

А здесь ещё наша прогулка - поездка. Павловский Посад и Орехово - Зуево


?

Log in

No account? Create an account